Она возвращается или Lady like

Она возвращается или Lady likeВсе помнят бодрящее заявление о том, что «хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие, куда захотят»? Так вот, у нас есть более обнадёживающий вывод: с недавних пор и хорошие девочки могут попасть куда захотят – и ничего им за это не будет. Потому что сегодня быть хорошей девочкой – вовсе не значит быть смирной овцой-куда-поведут. Нынешние хорошие девочка – леди: самодостаточные, сексуальные, себе на уме и при этом весёлые и позитивные (совсем как мы с Вами). До чего ж приятно: оказывается, совершенно необязательно быть стервой, чтобы получать то, что хочешь.

Как говорил герой мультика: «Если ж-ж-ж – то это неспроста». О новом тренде начала третьего тысячелетия – ярко выраженной женственности – говорят все: кутюрье и стилисты, киношники и психологи. Наплевать на модельные стандарты: даёшь пышные формы, платья с кружевами! И это точно неспроста.

Почему нам всё чаще хочется одеть чулки и встать на высоченные каблуки? Можно ли натренировать женственность? Как вернуть мужу роль главнокомандующего, чтоб обоим понравилось? 

ОНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ!

Т.П.:
Александр Фёдорович, в нескольких психологических журналах прочитала о том, что в моду входит традиционная женственность. Да и сама заметила, что героини разных интервью в последнее время заговорили о том, что устали быть сильными, им надоел стиль унисекс. Они хотят быть женственными, носить облегающую одежду и красную помаду – даже на работу. Похоже нам осточертела роль амазонок?

А.Б.:
Роль женщины в обществе менялась волнообразно. Те же амазонки, которые обходились без мужчин. Те же царицы – Нефертити, Семирамида, Клеопатра, княгиня Ольга – правящие народом. А время инквизиции – время ненависти к женственности? А советские традиции – с воспеванием мужеподобных колхозниц, трактористок? В послевоенные годы женственность возрождается, приходить мода на затейливые прически, тонкую талию, изящество, кокетство. Эпоха мягких любящих женщин сменилась в семидесятые годы модой на унисекс, андрогинность: худощавые   плоскогрудые женщины стали образцом подражания. Позволю себе высказать одну, возможно, кому-то неприятную мысль. В своё время Иеремия Бентам, выдающийся английский философ, написал трактат «Педерастия», провозгласивший ценность этого сексуального отклонения. Общество прислушалось  к уважаемому философу, и не к нему одному – мы знаем целую плеяду мыслителей, поддерживающих гомосексуальную идеологию. Так вот, мне кажется, мода на унисекс была инициирована именно геями, чтобы ослабить роль женщины, девальвировать ценность женственности. Вспомните, сколько признаков «голубой культуры»  мы наблюдали в бизнесе до последнего времени: изнеженные мужчины, поющие мяукающими голосами, одетые в пух и перья; масса статей в жёлтой прессе на эти темы.

Т.П.:
А вы обратили внимание, что в последние два-три года мяукающих существ поубавилось? Смотрю я, например, на восходящую звезду российской эстрады Марка Тишмана – и радуюсь: парень выходить на сцену в строгом костюме. Мужчина! Да и наш Боря Апрель перестал, наконец, быть белокурой бестией, подстригся, стал похож на мальчика – а был же неотличим от девочки.

А.Б.:
В том то и дело. Идеология гомосексуализма значительно ослабла, что незамедлительно сказалось на общественных социально-культурных нормах. Снова возрождается естественное начало в женщине – и это не может не вдохновлять сильный пол. Что касается эстрады, то я с интересом наблюдаю за новым персонажем на российской сцене – Еленой Ваенгой. Не могу назвать себя поклонником творчества этой певицы, но как психолог отмечу, что Ваенга – это исконное женское начало, крепкая бабья закваска.

Т.П.:
А мне Ваенга очень нравится. Если будет развиваться и дальше, может, новая Пугачёва получится. Я имею ввиду харизму женственности.

А.Б.:
По-моему, у Ваенги и Пугачёвой – разные типы женственности. У Аллы – истероидная, демонстративная. У Елены – командная, властная. Однако, и та и другая, по сути своей – истинные женщины. И этим прекрасны, притягательны для мужчин. Ведь женственность – это витальная сила слабого пола. Без общения с настоящими представителями противоположного пола и мужчине, и женщине трудно сформировать правильное ролевое поведение.

Т.П.:
Под настоящими представителями вы подразумеваете чистую культуру мужчины и женщины – мужественных и женственных?

А.Б.:
Определенность межличностного и социального общения, его определенность. Ведь гомосексуальная культура или культура унисекс – некие компромиссные идеологии, противоречащие природному, естественному началу.

Т.П.:
Но ведь женщины всё равно оставались женщинами, даже когда носили одежду унисекс, водили хаммеры и управляли холдингами. Почему именно сегодня нам хочется носить чулки – кстати, они снова вошли в моду, надевать высоченные каблуки, примерять блузки с кружевами - рюшами? Чулки, между прочим, - это неудобно и временами элементарно холодно. Но мы снова надевает и с огромным удовольствием! Почему? Что они символизируют?

А.Б.:
А вот именно потому, что надевая чулки, женщина получает взамен особенные, церемонные отношения с самой собой. Женщина в чулках более утончённая, более хрупкая – но и более уязвимая. Согласны? Я имею в виду психологический контекст, конечно же.

Т.П.:
Согласна. Я, признаться, сама в последнее время стала покупать обувь на каблуке. Несколько новых ненадеванных пар скопилось в коробках в шкафу. Носить не успеваю – с работы  и на работу хожу пешком, а всё равно в магазине рука тянется!

А.Б.:
Женщина, покупая очень женственную одежду, обувь, аксессуары, осознаёт себя как самоценность. Если до сих пор она понимала, что её ценят как профессионала, жену, мать, дочь, подругу, то теперь она осознаёт свою самодостаточность и ценность как женщины, как произведения природы, извините за пафос. И это произведение природы не должно себя ни камуфлировать, ни взнуздывать для пахоты – всё это чужеродно для женщины. Её природная сущность требует единства формы и содержания. И если в обществе возрождается тренд женственности, значит, слабому полу уже опротивело насиловать свою натуру, исполняя мужские роли.

Т.П.:
Так ведь мы  выступаем в мужском амплуа именно потому, что нам мужчины не только это позволили, а еще и радостно отбежали в сторонку: рулите дорогие!

А.Б.:
Правда ваша. Идеология феминизма развивалась ведь не только на основе растущей агрессивности, властности женщин, но и на фоне прогрессирующей женоподобности мужчин, которые разучились быть защитниками и добытчиками.  И тогда защитницами и добытчицами стали женщины. На мой взгляд, сегодня мы вновь возвращаемся к традиционным ценностям – женщины отдают мужчинам право быть охранителями, устроителями жизни.

Т.П.:
А мужчины-то и разучились ими быть.

А.Б.:
Да, это проблема. У неё есть и экономические, и идеологические причины. Но я сейчас скажу то, чего вы, возможно, не ожидаете от практикующего психолога: тренд новой женственности уже начал действовать. Всё чаще и чаще мужчины,  игравшие в семьях вторы роли, начинают просыпаться, брать ситуацию в свои руки, принимать роли добытчиков и спасателей.

Т.П.:
Александр Фёдорович, вы не выдаёте желаемое за действительное?

А.Б.:
Я же общаюсь с большим количеством семейных пар. И вижу, как мужчины начинают смотреть на своих спутниц  по- новому. Они хотят баловать их, решать их проблемы.…Это говорит о том, что женщины возвратом к исконной сути своей возрождают стереотип поведения настоящего мужчины. Точно так же, как десятилетия назад своей независимостью, силой, активностью они отодвинули партнёров на второй план, спровоцировав стереотип слабого и пассивного мужчины. Сегодня я как психотерапевт не могу не отметить тенденцию: мужчины снова хотят бороться за своих женщин, ухаживать за ними, защищать их. А самое главное – у мужчин возрождается чувство ответственности за своих женщин, за свою семью.

Т.П.:
А как правильно вести себя женщинам, чтобы запустить в своих мужчинах процесс ренессанса мужественности? Однажды моя знакомая, преуспевающая бизнес-леди, у которой в семье трое мужчин – муж и двое сыновей, воскликнула: «Как я устала быть сильной! Но когда я объявляю об этом дома, мои богатыри реагируют одинаково: «Мамочка, заварить тебе чайку?»

А.Б.:
Если отношения мёртвые, в них давным-давно зафиксированы роли, чувств нет, есть только инерция, то, боюсь, проще оставить всё как есть, что- либо менять поздно. А в живых отношениях у женщины имеется мощный арсенал воздействия на мужчину – от демонстрации слабости и беспомощности до ненавязчивого напоминания о своих ожиданиях и желаниях. Это называется модификацией поведения. Если самостоятельно не получается изменить своё поведение – хотя мне кажется, это умеет каждая женщина – можно обратиться к специалистам по модификации поведения, сегодня таковых достаточно.

Т.П.:
А если к вам на приём придёт женщина, которой надоело быть главнокомандующим, что вы ей порекомендуете – с чего начать?

А.Б.:
Во-первых, надо показать мужчине, что вы от него чуть-чуть, но зависите. Во-вторых, поддерживать его статус главного – предоставить ему возможность самому принимать решения и разруливать проблемы. Важный момент: бывает невротическая беспомощность, когда женщина вообще ничего не умеет и не хочет уметь – мы сейчас говорим не об этом. Нормальная беспомощность женщины – это когда в ключевые моменты жизни мужчина говорит: «Отойди, я сам», и женщина со спокойной душой отходит в сторону.  В-третьих, надо разрешать себе быть женщиной – не скрывать эмоции, плакать и смеяться, когда хочется, сердиться, радоваться! Женщина – богатое эмоциями существо, не надо стесняться своих эмоций.

Т.П.:
Александр Фёдорович, женственность – врождённое или приобретённое качество?

А.Б.:
Глубже всего механизм формирования женственности исследовала американский психолог Карен Хорни. Она изучала особенности меленьких детей и пришла к выводу: девочки убеждены, что их возможности по сравнению с мальчиками ограничены. Это связано с различиями в строении половых органов – как писал советский педагог Мераб Мамардашвили : у мальчиков выпуклость, а у девочек впуклость. И вот, изучив свою «впуклость», девочка соображает, что ей не всё доступно из того, что под силу мальчику. И начинает вести себя более осмотрительно, осторожно и аккуратно.  Это первый психосексуальный этап формирования женственности. Следующий этап – психосоциальный: женщина начинает использовать в своих целях мужской потенциал.

Т.П.:
Иными словами, с помощью женственности женщина добирает то, чего ей не хватало – некую выпуклость, фигурально выражаясь?

А.Б.:
Да. С помощью женственности девочка научается использовать мальчиков в своих целях – кокетничает, соблазняет, притворяется, льстит, хитрит… Третий этап формирования женственности – подростковый период, когда она понимает, что нравится мальчикам. Или не нравится. И осознаёт, что отношения противоположного пола – это её возможность экспансии во внешний мир через её женскую сущность.

Т.П.:
Значит ли это, что девочка, которая нравилась мальчикам в школе, уже запрограммирована на успешную, полноценную жизнь с беспрепятственной карьерой и гармоничными личными отношениями?

А.Б.:
Не так однозначно. Возьмём двух девочек. В школе за одной мальчики увивались толпами, второй же внимания не уделяли. У обеих во взрослой жизни могут возникнуть определённые проблемы. Девочки, которые не нравились мальчикам, нередко имеют во взрослой жизни трудности с самооценкой – «я его не достойна», выбирают неблагополучных мужчин, например, зависимых от алкоголя, мучаются с ними, однако не уходят от них. Такие женщины часто становятся трудоголиками, слишком много значения придают работе. Они не ощущают свою самоценность как женщины.

Девочка, выросшая в обожании мальчиков, может попасть в группу риска женщин, страдающих от любовной зависимости. Её самооценка полностью формируется отношением мужчин – что нездорово. У таких женщин может появиться склонность к паразитированию: они считают, что мужчины должны обеспечивать их просто за то, что они – женщины. Иногда наоборот из девочек, популярных у мальчиков, вырастают амазонки, самостоятельные, сильные воительницы, одержимые желанием мстить всему сильному полу.

Т.П.:
Мстить? За что? Они же нравились мальчикам!

А.Б.:
Как ни удивительно, красивые девочки, за которыми ухаживали одноклассники, иногда во взрослой жизни становятся борцами за равноправие с мужчинами. Они – лидеры. Не желают признавать своей хрупкости, слабости, воюют с сильным полом за территорию и сферы влияния. Именно эти женщины охотно рассуждают о том, что мужчины сегодня выродились в никчемных существ и ни на что не способны. И эти женщины хотят подчинять себе мужчин бесконечно. Они не могут остановиться, ведь с детства привыкли к обожанию и поклонению. Вывод таков: в патологических случаях женственность не является для женщины самоценностью, а служит инструментом для достижения целей, причём невротических.

Т.П.:
Есть мнение о том, что девочка, воспитывавшаяся без отца, испытывает трудности с осознанием своей самоценности как женщины. Это так?

А.Б.:
К сожалению, часто бывает так, что дети из неполных семей, в которых нет отца, склонны к трудностям в личных отношениях. Как правило, мальчики вырастают бесхарактерными, а девочки не умеют общаться с мужчинами. У женщины, росшей без папы, в отношениях с сильным полом получаются «качели»: либо она мужчину боготворит, либо в упор не видит и не понимает.

Т.П.:
А можно ли нарастить, натренировать недостаточную женственность? Сегодня уйма тренингов, пособий по раскрытию и воспитанию в себе женского начала.

А.Б.:
Недавно потратил 80 гривен, купил толстую «Книгу стервы». Глупая и пустая книга, по-моему. Но не в этом дело. Автор этого труда трактует женственность как некое моментальное образование – и только.  Это неверно! Женственность – это совокупность компонентов: гормональный фон (очень женственны, так называемые «эстрогеновые» женщины), ролевое поведение, внешность. С гормональным фоном понятно – это врождённый фактор. Соблазнительная внешность – частично врождённое, частично приобретённое качество. А вот ролевое поведение – как раз то, что можно нарастить и натренировать. Но одно лишь ролевое поведение женственности не придаст. Можно вызубрить десяток пособий и пройти сотню тренингов, но если женщина не понимает и не любит свою суть, не заботится о себе – в результате получим искусственную, придуманную женственность.

Т.П.:
Мне кажется женственность нового века отличает такое качество, как отсутствие жертвенности. Ведь раньше культовая женственность предполагала жертвенное отношение к мужчине – вспомним хотя бы Мэрилин Монро. А героини Татьяны Дорониной – суперженственной актрисы? Уступки мужчине в ущерб собственным интересам, всё – ему, себе – ничего, его желания – закон, а я уж перебьюсь как-нибудь… По-моему, новая женственность во главу угла ставит интересы женщины  –при всей возрождающейся слабости и беспомощности мы уже не хотим приносить жертвы на алтарь собственных отношений.

А.Б.:
Очень точно. Мне как психологу нравится эта тенденция. Недавно на приёме у меня была успешная богатая дама, назовём её Ольгой. У неё три психологических диагноза, и до меня она успела побывать у двадцати специалистов – без видимых результатов. Не уверен, что смогу помочь ей так быстро, как этого хотелось бы. Знаете, в чём главная проблема Ольги? Притом, что она зарабатывает большие деньги, но не любит тратить их на себя, в том числе и на психотерапевтов. А на мужчин – пожалуйста, готова спустить всё. Настоящая женщина всегда чувствует меру самопожертвования. Класть голову на рельсы, по которым мчится поезд под названием «Мой муж» или «Мои дети» точно так же нездорово, как заботиться исключительно о своих интересах. Еще Фрейд писал, что есть жертва  как инвестиция, когда ты вкладываешь в отношения свою душу, силы, чувства – и это укрепляет союз. А есть жертвы как разрушение, это напрасные, невротические траты, когда женщина тратит своё здоровье и красоту – а в результате ничего не получает взамен, остаётся опустошённой. Об этом хорошо сказал французский мыслитель Рене Жирар: есть жертва, которая сплачивает мужчину и женщину, а есть жертва, которая, сжигает их.



Анонсы

  • обратите внимание на новую статью автора
    22 марта 2017, 21:26

    Недавно была опубликована статья А.Ф.Бондаренко "Этическое основание психотерапевтических практик, восходящих к антропологии восточного христианства". В статье обосновывается положение о том, что подход с учетом антропологических позиций обеспечивает как для практикующего психолога, так и для страждущего ориентировку в подлинных смыслах происходящего в травматических межличностных отношениях. Эту и другие публикации автора вы можете найти на портале http://ruspsy.net/

  • Внимание, новая научная публикация
    02 сентября 2016, 19:14

    Внимание, в разделе "Научные публикации" появилась новая статья, посвященная методу Этического персонализма!

  • Обновление в разделе научных публикаций
    02 февраля 2016, 00:00

    Соотношение процессов консультирования и психотерапии в разрешении межличностных конфликтов

Новости

Остались вопросы?