Беседы с психологом "Работа над ошибками"

Татьяна Петкова: Александр Федорович, перед Новым годом всегда задаешься таким проверочным вопросом: у меня все хорошо? Особенно в последнее время, когда трудно понять, что происходит и как это оценивать. Ты думаешь: господи, я ничего не успеваю, вот это и это можно было сделать лучше, вот тут у меня вообще белые пятна, здесь я не успела проконтролировать, тут не подтянула, здесь не довела до ума! А встречаюсь с подругой и слышу: «У тебя такая интересная, насыщенная жизнь, ты все так легко делаешь, порхаешь по жизни, как тебе удается?» Сижу и думаю — кто из нас прав? Наверное, подруга, наверное, таки порхаю... Только в отпуск от интенсивного порхания очень хочется!

 

Александр Бондаренко: Таня, посоветуйте своей подруге почитать о таком понятии, как диапазон жизни. Однако для начала расскажу вам про три вида ориентировки в жизни. Первый: вы чему-то научились, но не понимаете, как это использовать. Простой пример: выучили в школе иностранный язык, но не знаете, как сделать это знание инструментом. Второй тип: вы чему-то научились, понимаете, что нужно с этим сделать, чтобы улучшить качество жизни — и используете или не используете это знание по своему усмотрению. Третий тип ориентировки: вы не только умеете что-то делать и достигать результата, вы видите мир целиком, воспринимаете себя в единении с миром, отлично понимаете причинно-следственные связи. Третий вид ориентировки дает самый широкий диапазон — реакций, возможностей, устремлений, а значит и целей, результатов, событий. Кто какой ориентировкой пользуется, у того такой и диапазон. А чужая жизнь нам всегда кажется интересней, чем наша собственная, потому что там всегда есть тайна. Вы любили в детстве такие игрушки — домик со светящимся огоньком внутри? Витрин таких перед Новым годом много — смотришь и будто заглядываешь в чью-то жизнь.

 

Т.: Я и сейчас люблю не только домики со светом внутри, я и в окна люблю заглядывать, ловить кусочки чьей-то жизни, придумывать истории о тех, кто там живет.

 

А.: Вот вы правильно сказали — придумывать истории. Это вы как творческий человек тренируете воображение. А ведь мы все склонны придумывать истории другим людям ( о других людях?) — и потом эти  же  истории сравнивать со своей жизнью, огорчаясь «Надо же, у него такие яркие события, а у меня какие-то мелкие...» Хотя, разумеется, понятие диапазона жизни как раз и определяет эту жизненную характеристику — богата ли она событиями и впечатлениями или же бедна. А скудна и шаблонна жизнь у тех людей, кто привык пользоваться первой, самой простой ориентировкой. Но дело даже не в насыщенности событиями — ведь примитивная ориентировка создает человеку немало проблем.

 

Т.: Как именно это происходит?

 

А.: Мне очень нравится замечательное исследование британского биолога Питера Кроукрофта. Ему министерство сельского хозяйства Великобритании заказало исследования, чтобы понять, как бороться с мышами в зернохранилищах. Так вот в этом русле: есть такие — гуманные — мышеловки: в центр прозрачной коробочки кладут еду, мышь туда заходит, съедает угощение, а выйти не может, дверь вовне не открывается. Как ведут себя животные? Мышь, которая первой зашла в коробочку, не пускает  туда другую, т.к. в мышеловке вкусный корм. Потом вторая все-таки силой прорывается в коробку, они начинают драться за еду, затем, чуть не поубивав друг дружку, пытаются выбраться, впадают в панику — и в конце концов удрученно садятся рядышком и застывают. Вот так ведут себя недальновидные люди с примитивной ориентировкой — видят кормушку, не видят угрозы, соперничают с другими из-за куска послаще, а в результате оказываются в тупике и тупо впадают в прострацию. Это называется — утилитарное видение ситуации. Такие люди неспособны сориентироваться в жизни хотя бы с небольшой долей объективности.

 

Т.: Я так понимаю, в эксперименте обнаружились мышки и с другой моделью поведения, да?

 

А.: Кроукрофт сам поразился, насколько умными оказались некоторые мыши. Умных животных, а их приблизительно 1%, никакой едой не удавалось заманить в мышеловку. Они подходили к коробке, обнюхивали ее, рассматривали — и уходили. Хотя были голодны, а из мышеловки вкусно пахло. Если  мыши способны к разным уровням ориентировки, то что уж о людях говорить! На бытовом уровне вот эту разницу в ориентировке хорошо видно. Люди с примитивной ориентировкой ощущают себя беспомощными, неспособными что-либо изменить в своей жизни. Они агрессивны, раздражительны. Скоро Новый год, и такие люди ворчат что-то вроде «Все, накрылся Новый год, уже ничего хорошего не будет, мы катимся в пропасть» или «В стране такой ужас, не до праздника, нам всем предстоят суровые испытания». А меня очень радуют те, кто готовится к встрече Нового года, ищет подарки, обдумывает праздничное угощение — эти люди обладают перспективным видением, они думают о будущем. Меня как психолога эти предпраздничные настроения вдохновляют — люди говорят о жизни, понимаете? Можно говорить о смерти - «всему конец, все хорошее ушло безвозвратно», а можно  -  о жизни. И Новый год — важный и хороший повод для переосмысления того, что с тобой за последнее время произошло.  Важно  понять: ты находишься в мышеловке, и тебе надо оттуда выбираться, или ты сумел обойти опасную коробочку.

 

Т.: Мышеловка — это цена вопроса, да? Легко соблазниться чем-то вкусно пахнущим и попасть в ловушку, из которой можно выбраться лишь очень дорогой ценой. А с чего нужно начинать переосмысление своей жизни за минувший год?

 

А.: Для начала стоило бы попытаться понять, что вы получили и что потеряли, приняв то или иное решение, сделав тот или иной выбор.  Рассуждая об итогах жизни, мы склонны занимать две принципиальные позиции. Первая: «Я попал в переплет,  но сумел вывернуться, выжил, я молодец!» И эта позиция, заметьте,  — ошибочна.

 

Т.: Почему?! Такое жизнеутверждающее настроение!

 

А.: Дело не в настроении. Психологически эта позиция - «я сумел вывернуться» - губительна для жизненной стратегии. Правильная позиция именно вторая - «Я попал в сложную ситуацию, хорошо, что я с ней справился, но почему я в ней оказался, в чем была моя ошибка?» Нас никто — ни в семье, ни в школе — не учит искать ту ошибку, которая привела к трудностям. Выбрался из мышеловки — какой молодец! Но гораздо полезней и эффективней разобраться, как ты в этой мышеловке очутился, где ты ошибся. И когда начинаем анализировать, мы понимаем, ситуативный ли наш выигрыш или стратегический. Поэтому, подводя перед Новым годом итоги, важно понять, каким способом мы оказались в тех ситуациях, каким способом из них выбирались, каким способом можно было бы их избежать.

 

Т.: Три важных момента: как оказались в мышеловке, как выбрались и как можно было вообще не попасть в нее. Но, Александр Федорович, есть ведь объективные обстоятельства? Закрыли проект, человек остался без работы, но придумал другой проект, запустил его — как ему анализировать то, что случилось? Он ведь не по своей воле оказался без работы — и сумел выжить, найти новое дело, почему он не может сказать «Я молодец»?

 

А.: Таня, дело ведь не в том, чтобы хвалить или ругать себя за то, что произошло. Смысл в том, чтобы понять свои правильные и ошибочные модели поведения. Если закрыли проект, и ошибки человека в этом не было — прекрасно!  Он волен создать или найти  новый проект. Значит, и впредь он может действовать по тем же моделям. Если человек справился с трудностями, которые свалились на него извне и в которых он совершенно не виноват, значит, он действительно молодец. Другое дело — если ошибка была его,  а он ее не признал, не понял, не проанализировал, и тогда высока вероятность, что он снова ее допустит. Например, человеку полгода назад сказали: «Знаете, если вы сделаете то-то и то-то, проект будет существовать еще 10 лет». А он прохлопал ушами, не сделал, плохо сделал, не вовремя сделал... И проект закрыли. Человек в шоке: как? Неужели из-за этой мелочи, которую он не сделал вовремя? Очень важно понимать причины и следствия. И признавать свои ошибки. Но люди ведь не любят брать на себя ответственность. Мы начинаем искать виноватых вместо того чтобы сесть и хорошенько подумать: если в моей жизни что-то идет не так, что «не так» я делаю или сделал?

 

Т.: Александр Федорович, как же это сложно — понять, что именно «не так»! Это же не идти под дождем без зонтика и понимать, что утром совершила ошибку, выложив его из сумки. Какой симптом того, что в нашей жизни идет что-то «не так»?

 

А.: Страх. Тревога. Агрессия. Желание изо всех сил убедить  себя, что ты прав. Вроде и «вкусно пахнет», и решение принято, и выгода очевидная («наемся!»), а есть чувство страха, беспокойства - это значит, что где-то маячит мышеловка. И хорошо бы в эту мышеловку не соваться. Для того чтобы понять, что происходит, нужно отойти от ситуации подальше — насколько это возможно — и ответить себе на несколько вопросов. Первый: я сейчас поступаю так, потому что учитываю мою потребность или  действую на самом деле в интересах другого человека? Второй: я поступаю так, потому что это отвечает объективному пониманию происходящего или под давлением внешних обстоятельств?  И, наконец, самый главный вопрос: что мною движет - непосредственнная эмоция или взвешенное решение? Если  ситуация уже в прошлом, задаем те же вопросы.

 

Т.: Так можно весь праздник пропустить, если под Новый год начать анализировать свое прошлое. Может, стоит разобрать по косточкам не весь уходящий год, а только отдельные моменты? Какие?

 

А.: Я советую проанализировать те ситуации, которые вызвали у вас сильные негативные эмоции. И понять, почему так получилось. Это могут быть важные моменты, а могут — пустяковые, однако при этом эмоции ваши зашкаливали. Я сейчас вспомнил, как одна моя аспирантка летала недавно на конгресс в Прагу. Прилетела, обнаружила, что из багажа исчезли украшения — и ужасно расстроилась, стала себя обвинять в непрактичности, в глупом поведении и т. д. А когда выяснилось, что и у семи коллег распотрошили чемоданы, девушка успокоилась, поняла, что с ней все в порядке. Ее ошибки в случившемся нет. Она никак не могла учесть то обстоятельство, что в аэропорту есть воры среди служащих.

 

Перед Новым годом я советую сесть и записать — какие события уходящего года вас беспокоят, мучают, оставили неприятный осадок? Я не говорю сейчас о напряженной ситуации в стране, а предлагаю проанализировать бытовые ситуации, создающее напряжение в вашей личной жизни. Ведь психотерапевтический эффект подведения итогов —  это не только понять, что ты сделал и чего не сделал, а и осознать причины, которые тебе помешали что-то сделать. Это освобождает от самобичевания и избыточного чувства вины.

 

Т.: А как подобный анализ поможет в ситуации разрыва отношений? Это всегда болезненные переживания.

 

А.: Недавно одна женщина, назовем ее Лия, рассказала, что ее подруга перестала с ней общаться. Стала избегать, а когда Лия позвонила, нагрубила, сказала, что не хочет больше ее видеть. Лия переживает, недоумевает: «В чем моя вина?» Спрашиваю: «У вас есть ощущение, что вы виноваты перед подругой?» «Нет». «Есть ощущение, что вы обманули ее ожидания?» «Нет». «Были обстоятельства, в которых вы вынуждены были действовать против ее интересов?» «Не было — ни обстоятельств, ни действий». Вы же понимаете, что у каждого человека свое эмоциональное состояние, и оно крайне изменчиво. И если кто-то из знакомых вдруг взбрыкнул и решил вас в чем-то обвинить, а вы не видите никаких оснований для этого, то это проблемы эмоционального состояния вашего знакомого. Это не ваша ответственность и не ваша вина. Поэтому незачем разбирать ситуацию, которая к вам отношения не имеет.

 

Т.: Но ведь наша психика ведь всегда нас защищает, мы склонны себя оправдывать. Как не попасть в эту ловушку, когда сама себя убаюкиваешь: «Да ты умница, ты ни в чем не виновата»?

 

А.: Мы всегда чувствуем самообман. Всегда. Сможет ли мышка, попавшая в мышеловку, убедить себя: «Да ты умница, такого вкусного сыра наелась»? Как бы ни выгодно было человеку думать, что он ни в чем не виноват и поступил правильно, в глубине души он всегда знает, что произошло. Это иллюзия — считать, что самообман выгоден. На самом деле самообман - страшная вещь. Он опасен тем, что не позволяет человеку проникнуть за пределы фальшивой реальности. Самообман — это квази-жизнь. Знаете, что такое фальшивый Новый год? Это когда мужчина и женщина разлюбили друг друга, но продолжают делать вид, что все хорошо. И никакое оливье с шампанским не радует их. Плохо им вместе. Но они обманывают себя — и этот самообман отравляет их жизни. Поэтому я советую всем нашим читателям накануне Нового года честно признаться самим себе: что в моей жизни фальшивое, от чего лучше избавиться, а чем я дорожу по-настоящему? И я порадуюсь, если у вас найдется причина сказать себе: «Я это сделала, и я — настоящий молодец!» Без ретроспективы нет перспективы. Анализируя прошлое, мы делаем наше будущее таким, каким хотим.

 Женский журнал, декабрь 2014, стр. 88-92



Анонсы

  • обратите внимание на новую статью автора
    22 марта 2017, 21:26

    Недавно была опубликована статья А.Ф.Бондаренко "Этическое основание психотерапевтических практик, восходящих к антропологии восточного христианства". В статье обосновывается положение о том, что подход с учетом антропологических позиций обеспечивает как для практикующего психолога, так и для страждущего ориентировку в подлинных смыслах происходящего в травматических межличностных отношениях. Эту и другие публикации автора вы можете найти на портале http://ruspsy.net/

  • Внимание, новая научная публикация
    02 сентября 2016, 19:14

    Внимание, в разделе "Научные публикации" появилась новая статья, посвященная методу Этического персонализма!

  • Обновление в разделе научных публикаций
    02 февраля 2016, 00:00

    Соотношение процессов консультирования и психотерапии в разрешении межличностных конфликтов

Новости

Остались вопросы?