Бабочки и слоны

Бабочки и слоныБеседы с психологом

Неважно, сколько вы весите, важно, какой глубины следы вы оставляете на песке. Есть люди веселые, подвижные, они, кажется, не ходят, а порхают, настолько их следы малозаметны и изящны. При этом эти воздушные создания могут весить, как упитанный бегемотик. И есть персонажи стройные, утонченные - хоть сейчас на подиум. А следы оставляют - словно танк проехал. Почему одни люди живут легко, а другие - тяжело? Для кого хаос - источник драйва? Как избавиться от комплекса незаслуженной радости? Об этом беседуют Татьяна ПЕТКОВА и доктор психологических наук, практикующий психотерапевт Александр БОНДАРЕНКО.

Татьяна Петкова:
Александр Федорович, и в моем, и в вашем окружении есть личности легкие и тяжелые. У первых, кажется, не бывает трудностей, они никого не грузят своими проблемами, радостно относятся к жизни, и главное - у них все получается. И есть личности, которые не то, чтобы вечно жалуются, но как-то все, что с ними происходит, воспринимают, словно тягость. Это не пессимисты и оптимисты, а, как я понимаю, люди, которые по-разному ощущают жизнь: одни как дар божий, как источник удовольствия, другие - как испытание, а то и повинность. Я называю таких людей «моцарты и сальери» или «бабочки и слоны». Как моя классификация сообразуется с научной? И как, с точки зрения психологии, правильнее жить - как бабочка или как слон?

Александр Бондаренко:
К счастью, в том, что касается человеческой психики, наука не признает жестких стандартов. Легкость или трудность человека зависят от трех факторов: свойств его характера, типа темперамента и жизненной философии. Нельзя сказать, какой тип характера и образ мировосприятия правильный. Каждый способ взаимодействия с миром - истинный, потому что он соответствует природе конкретного человека, его психофизиологическим особенностям. Так что не стоит ждать от психологов однозначного ответа на вопрос. А вот философы разделились на два лагеря. Одни считают, что жить надо легко, другие - трудно. Например, древнегреческие философы говорили: «Боги - это легко живущие». Имеется в виду, что легким людям все удается, и они достигают Олимпа. Фридрих Ницше, напротив, утверждал: «Только тот, кто носит в себе хаос, может родить танцующую звезду», - по его мнению, лишь трудно живущий человек может создать что-то стоящее. Вот вам два совершенно разных философских взгляда на жизнь.

Т.П.:
А по критерию жизненных результатов - какая философия продуктивней?

А.Б.:
Моцарт - легчайший был человек! И музыка его такая же - легкая, изящная. А вспомните произведения Шнитке - между нами говоря, не каждый выдержит такую громоздкую, сложную музыку. Но и тот и другой - гении. Или великие поэты Есенин и Пастернак. Мы знаем, что Борис Леонидович раз по пятьдесят переписывал свои тексты, мучился над каждым словом. Как и Лев Толстой, между прочим. А Есенин писал легко, быстро, почти без черновиков. Отцы-основатели советской психологии Александр Лурия и Алексей Леонтьев - тоже красноречивый пример. Я еще застал их, имел возможность посещать их лекции в МГУ и поражался тому, насколько они разные люди и в то же время - одаренные. Лурия был искрометным, жизнерадостным человеком, фонтанирующим идеями. Леонтьева все, кто его знал, характеризовали кратко: тяжелый человек. И тот и другой - великие ученые. Однако по восприятию мира и по отношению к жизни - абсолютно полярные. Для каждого из названных личностей было естественно жить именно так, а не иначе. Ведь есть творчество преодоления, а есть творчество фонтанирования. Те, кому надо все время что-то преодолевать, чтобы появилось вдохновение, скорее всего, люди тяжелые. Тех, кто фонтанирует идеями без видимого внешнего напряжения, можно назвать людьми легкими. Грубо говоря, одни гребут, как бульдозеры, другие летают, как стрекозы.

Т.П.:
Мне практически каждый день надо согласовывать с другими людьми встречи, утверждать статьи, обсуждать, что называется, текущий процесс. И таких вот стрекоз и бульдозеров видно сразу. Одним звонишь, например, с просьбой перенести намеченную встречу, дико извиняешься при этом, а человек в ответ с улыбкой: «Да нет проблем! Пожалуйста, встретимся, когда вам удобно». И сразу на душе светлеет. При этом я же понимаю, что такая реакция не оттого, что человек сидит без дела, просто ему несложно перегруппироваться, быстро перепланировать свой деловой график. Случается и по-другому. Человек вздыхает, принимается листать свой еженедельник, рассказывает о том, что нечеловечески занят, что жизнь тяжела и нет в мире справедливости - и общение с ним превращается просто в кандалы какие-то. Начинаешь и сама грузиться: Боже мой, какой сложный у меня с ним проект, какой ответственный замысел, как много препятствий на нашем пути...

А.Б.:
Вы знаете, что в медицине есть такое направление - гомеопатия. Так вот, американский автор Филипп Бейли в своей книге, которая так и называется «Гомеопатическая психология», пишет о том, что в современной цивилизации все чаще встречается такой человеческий типаж, как нукс вомика: тяжеловесные, застревающие на проблемах люди, предпочитающие все просчитывать наперед и страшно нервничающие, если что-то идет не по плану. Они чаще других болеют сердечно-сосудистыми и желудочно-кишечными хроническими заболеваниями. И как замечает Филипп Бейли, переделать тип человека невозможно, такова его природа. Так что вы верно подметили: тяжелые люди в общении непросты, они угнетают и порой раздражают. Но есть неоспоримый плюс: они могут долго и результативно выполнять рутинную работу, в то время как легкие люди ее ненавидят.

Т.П.:
Александр Федорович, а может ли мотивация «получить удовольствие» быть базовой для человека? Не считая, конечно, чувства долга - но, если разобраться, и это вид удовольствия: качественно сделать то, что должен.

А.Б.:
Существуют различные виды мотивации. Например, мотивация процесса и мотивация результата. Или мотивация страхом и мотивация радостью. Вот простой, пусть и условный, пример. Если легкий человек работает дальнобойщиком, он наслаждается дорогой, получает удовольствие от каждой мелочи: вот смешной пес на заправке, а вот вкусный кофе в придорожном кафе. Если же водитель - тяжелый человек, он всего этого не замечает, для него главное - прибыть вовремя. Его мотивация - не удовольствие, а скорее, удовлетворенность тем фактом, что все идет по плану. Что касается мотивации радостью, то она, безусловно, присуща легким людям: они готовы делать то, что им приятно, в силу удовольствия от самого процесса. А вот мотивация страхом необходима людям вязким, тяжелым: их подстегивает желание избежать неприятности, беспорядка. Если мы обратимся к архетипу «Моцарт», то вспомним, что у Моцарта не было мучений на тему: «А как мне написать симфонию, чем ее закончить?» Он получал удовольствие от захватывающей радости творчества, когда мелодия лилась, словно сама собой.

Т.П.:
Вот! Ключевые слова - «словно сама собой». Нередко замечаю: ценность результата определяется (или по крайней мере положительно коррелирует) с «кровавыми мозолями». То есть, если я заявляю: Боже, как трудно мне далось это интервью - это нормально, молодец, Таня, что волком выгрызла материал. А если, похохатывая, говорю: ой, какое удовольствие от беседы получила - такая прохладная реакция в ответ, словно обесценивается труд. Помню, одной моей коллеге десять лет назад начальница орала: «Пришла тут, поулыбалась - и все ей нипочем! А мы животы рвали, чтобы себе имя сделать!» Дело было в одной известной газете. Разве обязательно «живот рвать», чтобы доказать и показать свою значимость, свою талантливость? А если человек все делает в охотку, легко и радостно? Что, его результаты менее значимы, нежели результаты того, кто упахивался до седьмого пота?

А.Б.:
Понимаете, в чем здесь психологическая закавыка? Во-первых, человек, которому все дается легко, в кайф, неизбежно вызывает зависть со стороны тяжеловесных коллег. Вы же не думаете, что, фигурально выражаясь, «слон» спокойно сможет наблюдать за тем, как «бабочка» играючи делает работу, которую ему, «слону», выполнить гораздо тяжелее? Во-вторых, тяжелые люди зачастую нуждаются в препятствиях - затем, чтобы сказать: «Это было очень трудно, но мы это сделали!» - тем самым наращивая свою значимость. У меня был один клиент, руководитель творческого коллектива. Назовем его Василий. Пришел ко мне с проблемой: подчиненные не умеют работать по графику, постоянно срывают сроки, оставляют все на дедлайн, потом ночуют в офисе, истерят, пьют литрами кофе, вопят: «Так жить нельзя!» - словом, неразбериха, нервотрепка. Василий хотел понять: он плохой руководитель или у него плохие подчиненные? Стали анализировать ситуацию. И прояснилось, что большинство его сотрудников - тяжелые люди, те самые «слоны в посудной лавке». Им как бы специально нужно создавать трудности, смаковать их, громко извещать окружающих о том, каким потом и кровью дается очередной результат. Трудности, нарушение графиков, хаос - своеобразная мотивация, питательная среда для тяжелых людей. И если им недостает хаоса, они создают его сами. Когда я объяснил Василию, что его подчиненные нуждаются в «кровавых», как они же сами и выражаются, сдачах проектов, он схватился за голову: сам-то он - человек легкий, в дополнительных трудностях не нуждается.

Т.П.:
И что вы ему посоветовали?

А.Б.:
Перераспределить функции подчиненных таким образом, чтобы влияние «слонов» на атмосферу в коллективе было минимальным. Вот яркий пример. Всем из нас приходилось лечиться в поликлиниках и больницах, всем нам делали уколы. Вспомните, насколько разными бывают манипуляционные медсестры. Одна улыбнется, пошутит - и легко даст укол, даже не почувствуешь, как она быстро это проделала. Другая нахмурится, покачает головой: «У-у, какие плохие вены... Тяжело попасть!» И вы уже напряглись, переживаете - в самом деле, как с такими тонкими венами на что-то хорошее надеяться? Я с большим почтением отношусь и к медсестрам, и к врачам, и в то же время понимаю, что тяжелые люди в медицине - это дополнительный стресс для пациентов. Они могут, подчеркиваю это, невзначай нанести человеку непоправимую моральную травму. Отсюда, кстати, выражение - «легкая» и «тяжелая» рука. Конечно, эти определения - не научные. Но мы все улавливаем моменты, когда приходится иметь дело с такими «тяжелыми» людьми - будь то врач или парикмахер. И подспудно стараемся избегать подобных контактов.

Т.П.:
Насколько мне помнится, по Фрейду удовольствие возникает после напряжения. То есть удовольствие - это награда, которую надо заслужить. А по-другому нельзя? Разве не так возникает «совковый» комплекс незаслуженной радости, когда человек чувствует себя недостойным чего-то хорошего?

А.Б.:
Знаете, это весьма неоднозначный момент. Причины могут быть и чисто психологическими (низкая самооценка, неадекватное самопринятие), и конституциональными (тип телосложения и тип нервной системы), и гормональными, и социокультурными. Марк Бурно, известный российский психиатр, писал: северные народы - психологически тяжеловесны, южные - легки. Разве не стоило бы нам присмотреться к кубинцам, итальянцам, грекам, чтобы понять: смысл жизни не в страдании, смысл жизни - в самой жизни? Как психолог могу прокомментировать вывод, сделанный Фрейдом: для определенного типа людей удовольствие измеряется в количестве усилий, потраченных на достижение результата. Но это вовсе не является правилом для всех. Это - идеология породы.

Т.П.:
Александр Федорович, судя по вашей реплике, тяжелые люди вам тоже - не очень?

А.Б.:
Таня, все зависит от характера и значимости решаемых задач. Не так давно в Киев приезжал известный американский психолог Майкл Атватер. Он занимается интересным явлением в психологии - реверсивностью. Реверсивность - это способность человека переносить мотивацию деятельности с процесса на результат и обратно. Человек реверсивный может перестраивать свои планы, пересматривать свои графики и никогда не останавливается на достигнутом. Исчерпывая одну тему в жизни, он находит иное содержание, иной смысл. Ригидный же, то есть жесткий, негибкий, бьется в одном направлении, как изобретатель вечного двигателя. Либо, достигнув поставленной цели, ощущает бессмысленность и пустоту в жизни, так как делать ему, на его взгляд, больше нечего.

Т.П.:
А вот интересный вопрос. Если в паре или в семье один - «слон», а второй «бабочка»? Что тогда?

А.Б.:
Практика показывает: если мужчина - тяжелый, а жена - легкая, супруга сумеет адаптироваться. Как сказала мне однажды пациентка такого супруга в ответ на мое замечание, что женщина может до пяти лет притворяться в браке: «Да я уже три раза по пять притворилась»! Так вот, в подобных случаях задача женщины - успокоить, «структурировать» любимого мужчину, снять напряжение. Но если мужчина - легкий человек, а женщина тяжелый, пара попадает в группу риска. Дело в том, что в семейной идеологии женщина играет ведущую роль. И мужчина-«бабочка» зачастую просто не в состоянии выдержать напряжение, создаваемое тяжеловесной, ригидной женщиной. Ей же, в свою очередь, он кажется несерьезным, легкомысленным, безответственным...

Т.П.:
Еще я обратила внимание вот на что. Легкие люди обсуждают решение проблемы, а тяжелые - саму проблему. У меня есть такие знакомые, которые очень любят объяснять, почему им что-то не удалось, почему что-то невозможно сделать - вместо того чтобы обсудить, как это можно-таки осуществить.

А.Б.:
Понимаю, о чем вы говорите. Одни обсуждают трудности и невозможность решения, а другие ищут пути и возможности, да? Помните, в самом начале беседы мы упомянули о жизненной философии?

Т.П.:
Александр Федорович, а каковы плюсы и минусы «легкой» или «тяжелой» жизненной философии?

А.Б.:
Признаем честно: в природе нужны и те и другие. Иначе какой-то бы вид давно уже вымер. Но, говоря о плюсах и минусах, можно воспользоваться приемом, который называется «гиперболизация». Иными словами, если гипертрофировать признаки обоих типажей, то на одном полюсе - легком - получим неустойчивого инфантильного психопата, которому на все наплевать. Помните, как сказал Богров, застреливший Столыпина: «Какая разница, съем я еще пару десятков котлет или моя жизнь закончится сейчас»? А если гипертрофировать тяжелый типаж, получится экстремал - садист или мазохист, смысл жизни которого будет в том, чтобы бороться, страдать, создавать трудности, преодолевать их, разрывая аорты и ломая кости - другим или себе. Мне как психологу кажется, что вдаваться в крайности опасно. Как для легкого, так и для тяжелого человека главное - найти то самое «золотое сечение», гармонию, которая позволит пользоваться своими сильными и слабыми сторонами, как птица - крыльями.

Т.П.:
Александр Федорович, и напоследок: сформулируйте хотя бы несколько простейших рекомендаций, как облегчить себе жизнь, если вы - «слон» или «бабочка».

А.Б.:
Простейшие выглядят так. Для «бабочек»: 1) составляем четкий план хотя бы на неделю, твердо зная, что жизнь меняется, но пункты плана выполним все равно, пусть и с опозданием; 2) не стесняемся сообщать другим людям о том времени встреч, которое удобно нам, а не им; 3) периодически меняем среду пребывания и обстановку, чтобы отвлечься от привычного пейзажа и антуража; 4) заводим кошку, пытаемся ее понять. Для «слоников»: 1) разрабатываем тайм-менеджмент на год с подробными датами и местами пребывания; 2) позволяем другим людям иметь некий люфт неточности, так как они слабые, а мы сильные; 3) время от времени читаем подборку анекдотов, которые считаются почему-то смешными и стараемся понять, что же в них смешного; 4) заводим собаку и дрессируем ее. В конце концов в апреле - самое время подумать о легкости бытия!



Анонсы

  • обратите внимание на новую статью автора
    22 марта 2017, 21:26

    Недавно была опубликована статья А.Ф.Бондаренко "Этическое основание психотерапевтических практик, восходящих к антропологии восточного христианства". В статье обосновывается положение о том, что подход с учетом антропологических позиций обеспечивает как для практикующего психолога, так и для страждущего ориентировку в подлинных смыслах происходящего в травматических межличностных отношениях. Эту и другие публикации автора вы можете найти на портале http://ruspsy.net/

  • Внимание, новая научная публикация
    02 сентября 2016, 19:14

    Внимание, в разделе "Научные публикации" появилась новая статья, посвященная методу Этического персонализма!

  • Обновление в разделе научных публикаций
    02 февраля 2016, 00:00

    Соотношение процессов консультирования и психотерапии в разрешении межличностных конфликтов

Новости

Остались вопросы?